10.12.2012 17:41
Новости.
Просмотров всего: 8632; сегодня: 2.

Национальный рейтинг прозрачности закупок подвел итоги 2012 года по закупкам заказчиков РФ

НРПЗ при поддержке ФАС России рассчитал ежегодный рейтинг прозрачности закупок, впервые пополнившийся в этом году закупками госкомпаний по Федеральному закону №223-ФЗ.

C 2006 года Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) при поддержке ФАС России, Минэкономразвития России, Счетной палаты РФ, профильных комитетов Государственной Думы РФ ведет исследования в сфере проведения закупочной деятельности государственных организаций и крупнейших коммерческих структур. В этом году НРПЗ - проект Национальный ассоциации участников электронных торгов (НАУЭТ) - провел очередное исследование рынка закупок, результатом которого стал рейтинг прозрачности закупочных процедур среди органов исполнительной власти (субъекты 94-ФЗ), а так же крупнейших госкомпаний (субъекты 223-ФЗ) и коммерческих организаций. Оглашение рейтинга и награждение победителей V ежегодного национального рейтинга прозрачности закупок прошло в Торгово-промышленной палате РФ 10 декабря 2012 года.

Рейтинг прозрачности 2012 года стал реперной точкой для подведения 7 летних итогов работы 94-ФЗ. В частности, исследование показало эффективность работы электронный процедур торгов на всех уровнях закупочной деятельности, тем самым предоставив качественные аналитические данные для дальнейшей работы с законопроектом о федеральной контрактной системе (ФКС).

На церемонии V ежегодного национального рейтинга прозрачности закупок председателем организационного комитета НРПЗ Антоном Назаркиным был сделан ряд заявлений: «По итогам очередного исследования мы вынуждены констатировать тот факт, что в период за 2010 по 2012 год уровень прозрачности закупочных процедур остался на среднем уровне оценки. В первую очередь это связано с тем, что позитивные изменения в закупочных процедурах достигаются исключительно за счет подвижек и изменений жестких правил, регламентированных законодательно. Остается надеяться, что ФКС даст импульс очередному повышению совокупности прозрачности в сфере госзаказа». Но при лояльном отношении к самому законопроекту о ФКС, глава Оргкомитета считает, что «очень большое опасение вызывает ситуация с появлением в законе о федеральной контрактной системе пунктов, обозначающих возврат к бумажной форме размещения заказа. Данная реализация закона, на наш взгляд, неприемлема, так как откинет сферу госзаказа на 5-6 лет назад. Уровень развития интернета в России уже давно опережает многие европейские страны, а все заказчики и поставщики уже имеют ряд необходимых инструментов, в частности ЭЦП, и умеют пользоваться технологиями проведения закупочных процедур в электронной форме. Соответственно, возврат к бумажной форме - это путь к деградации системы размещения заказа». Третьим заявлением стало отношение НРПЗ к Федеральному закону 223-ФЗ, в частности, к анализу рынка данного сегмента: «Победители и компании по 223-ФЗ с прозрачными закупками по сути перешли из сегмента корпоративного сектора. Мы рассчитываем, что 223-ФЗ даст импульс в развитии прозрачности госкорпорациям и естественным монополиям. Для достижения наибольшей эффективности прозрачности, лучшим выходом мы считаем создание единого федерального закона, который будет регулировать как госзаказ, так и закупки естественных монополий и госкомпаний. Таким законом вполне может стать будущий закон о ФКС».

По итогам исследования, специалистами НРПЗ были сделаны оценочные выводы об основных показателях национального рынка закупок России в 2012 году. В частности, динамика снижения потерь при размещении заказа в 2012 сохранилась и, в зависимости от субъекта размещения закупок, составила 4-6%, что в финансовом выражении избавило бюджеты всех уровней от лишних затрат на миллиарды рублей. Вступление в силу 223-ФЗ также оказало прямое влияние на показатели рынка закупок. По оценкам экспертов НРПЗ, в 2012 году совокупная доля корпоративных заказчиков на национальном рынке закупок составила 68,3%, в то время как доля закупок государственного сектора составила лишь 31,7%. Стоит отметить, что государственный сектор закупок удерживает лидерство по доле торгов с гарантировано высоким уровнем прозрачности: 26,5 % - у государственных заказчиков, против 15,3 % - у корпоративных заказчиков. Такое соотношение обусловлено, в первую очередь, давностью перехода госорганов на 94-ФЗ. Однако с развитием сферы применения 223-ФЗ аналитики рейтинга прогнозируют значительные изменения тренда уже в 2013 году. Следует отметить, что уровень конкуренции на торгах, один из важнейших показателей рынка закупок, добился значительного роста по сравнению с данными за 2011 год. В 2012 году, в одной торговой процедуре участвовало в среднем 3 организации на федеральных закупках и 3,3 организации на закупочных процедурах региональных заказчиков.

Наиболее прозрачными заказчиками в сегменте государственных закупок стали: Москва, традиционно занимающая лидирующую позицию в рейтинге, а так же Республика Башкортостан и Тюменская область, продемонстрировавшие значительную динамику роста прозрачности закупок в 2012 году. Госзаказчики, которые имеют по заключению аналитиков рейтинга наименее прозрачные системы размещения заказа стали: Республика Бурятия, Рязанская область и Кемеровская область.

В сегменте 223-ФЗ самые прозрачные закупки проводят ОАО «Ростелеком» и ГК «Автодор». В числе наименее прозрачных, имеющих самую низкую степень оценки в рейтинге, оказались «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «Шереметьево» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».


Ньюсмейкер: Национальный рейтинг прозрачности закупок — 3 публикации
Поделиться:

Интересно:

Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
15.01.2025 18:32 Консультации
Нововведения в законодательстве для МСП в 2025 году
Начало 2025 года сопровождает ряд нововведений, которые напрямую касаются представителей малого и среднего предпринимательства. Важно не пропустить эти изменения, чтобы работать в соответствии с обновленными нормами и правилами.  В первую очередь речь идет о налогах и взносах:  ...
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
15.01.2025 15:14 Аналитика
Оценку школьных знаний россиян по истории дали в ВЦИОМе
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса по оценке школьных знаний россиян по истории. Предмет, который важно знать Согласно августовскому опросу, история входит в тройку самых полезных школьных предметов по версии россиян (30%), уступая математике...
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
15.01.2025 09:03 Персоны
К 300-летию русского полководца Петра Румянцева-Задунайского
Петр Александрович Румянцев-Задунайский родился 4 (15) января 1725 года в Москве в семье военного и дипломата, генерал-майора (в будущем генерал-аншефа) Александра Ивановича Румянцева, который принадлежал к старинному дворянскому роду, известному с XIV в. Мать будущего полководца, Мария...
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
14.01.2025 09:25 Персоны
Даша Севастопольская – первая в мире фронтовая сестра милосердия
Прежде чем повести рассказ о Даше Севастопольской, кратко напомним главные события Крымской войны 1853–1856 годов[1]. Поводом к войне послужил спор между Православной и Католической церквами о праве обладания святыми землями в Палестине. Россия стремилась утвердить свою роль покровителя...
Здесь было заложено духовное начало русской государственности
13.01.2025 15:37 Интервью, мнения
Здесь было заложено духовное начало русской государственности
В 2024 году в Севастополе на месте раскопок древнегреческого города Херсонеса открылся масштабный музейный комплекс «Новый Херсонес» — грандиозный историко-археологический парк. О том, как и зачем создавался «Новый Херсонес», а также о взаимодействии Церкви и исторического сообщества и...